Меню сайта

Онлайн Услуги

Наши проекты

Форма входа

Электронная Россия

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 14.12.2017, 11:13

Главная » 2017 » Сентябрь » 27 » Сегодня у нас экскурсия!
15:56
Сегодня у нас экскурсия!

Сегодня у нас экскурсия!

 

. "... мы  ездили на экскурсию в исторический музей. Экскурсовод настолько нудно говорила, что хотелось повеситься! Это просто пытка..."
"...во время рассказа экскурсовода об обороне города во время войны все  плакали (реально утирали слезы)"

"Были на экскурсии по городу. Сам город понравился очень, а экскурсовод  нет. Экскурсия не была познавательной, одни сухие исторические факты, даты. Сама экскурсовод  изнывала от жары и постоянно жаловалась, что ей плохо."
 

"...я была просто ошарашена.  Мой мозг не то, что не успевал переваривать информацию, некоторую он просто не воспринимал.  Гид говорил очень быстро,  самоуверенно, не всегда связно и такие вещи, которые противоречат школьным учебникам."

"... экскурсовод, молодая девушка, студентка очень внимательно и по делу рассказывала про город и легенды города. В конце экскурсии в автобусе раздались аплодисменты, экскурсовод и водитель несколько смутились.  А нам даже уходить от них не хотелось".

 

        Вот такие отзывы встречаются в Интернете о посещении разных экскурсий. К счастью, мне, наверное, повезло. Мною посещаемые экскурсии проводили замечательные люди, которых было интересно слушать. Это были экскурсии по музеям своего города, городам Свердловской области – Верхотурье, Невьянск, Алапаевск, Реж, Каменск-Уральский, по городам России –  Озерск, Соль-Илецк, Новороссийск, Туапсе, Бахчисарай, Севастополь, по библиотекам области и России.

         В силу своей работы мы тоже проводим экскурсии по библиотеке-клубу и небольшой музейной экспозиции «Русская изба», проектом которой мы занимаемся несколько лет. Поэтому с большим интересом прослушали рассказ-лекцию как надо правильно, интересно и доступно для экскурсантов готовить и проводить экскурсии кандидата педагогических наук, доцента кафедры туризма и музееведения Челябинского Государственного института культуры Ирины Валерьевны АНДРЕЕВОЙ. Вот некоторые заметки по подготовке экскурсий любой темы, маршрута, пешеходных или автобусных, из лекции Ирины Валерьевны и что надо взять на вооружение.

        Конечно, создание интересной экскурсии – дело непростое. Следует разбить запланированное мероприятие на два этапа — это подготовка и проведение экскурсии. Для разработки экскурсии надо определиться с ее целью, видом (по содержанию – обзорная, тематическая; по способу передвижения – пешеходная, автобусная) и объектами показа. Например, в нашем случае, это конечно, экскурсия в здании или пешеходная по селу. Ну, и конечно, от  этого будет зависеть текст экскурсии, его длительность и насыщенность фактами.

Первые шаги к планированию экскурсии

         Когда объекты или темы выбраны, приступаем к сбору информации по каждому из них и составляем самый удобный маршрут переходов (или переездов). Теперь из большого объема информации по объектам нужно составить текст к каждому из них и карточку объекта. Такая карточка – это незаменимая часть портфеля экскурсовода, она содержит краткую информацию об объекте и его фотографию. После того как написаны текст по теме или к объектам, проще создать интересный и краткий текст самой экскурсии, связать части правильными и интересными переходами.

Методические рекомендации экскурсоводу

        После подготовки материалов делается разработка экскурсии – это документ с описанием экскурсии, ее основными параметрами. Сюда входит тема, карта маршрута, его протяженность, вид экскурсии, правила безопасности, цель, задачи и время проведения. Еще не забыть про таблицу – это такой нужный своеобразный план проведения экскурсии: маршрут, объект показа, остановка, время в минутах, перечисление основных вопросов, организационные указания, логические переходы. После этого методичку должно заверить руководство, она служит подтверждением качества экскурсии.

                                              Портфель экскурсовода

        Перед тем как проводить экскурсию, нужно собрать «портфель экскурсовода». Это профессиональное название комплекта наглядных пособий для упрощения проведения экскурсии. Это могут быть репродукции картин, фотографии людей, которые имеют отношение к теме,  географические карты, геологические образцы, образцы продукции, магнитофонные записи и другие материалы, помогающие насытить и расцветить экскурсию.

Требования к материалам

         Критерии отбора материала невысоки: сохранность, необычность, выразительность, необходимость показать и познавательная ценность.  Очень важно иметь хорошие материалы по объектам, которые не дошли до наших дней или сильно видоизменились. Это упростит восприятие материала. Стоит учитывать, что репродукции, карты и фотографии должны быть на картонном основании, изображение должно быть четкое, не мелкое. 

        Как правильно проводить экскурсию? Конечно, у каждого экскурсовода своя техника, основанная на личном опыте и наблюдениях. А вот методика проведения экскурсии – это целая система требований и задач, приемов рассказа и показа. Все это необходимо для достижения максимальной усвояемости материала.

         Хорошо проработанная методика – это своеобразный список правил для экскурсовода при проведении конкретной экскурсии. Но стоит обратить внимание на то, что методики проведения экскурсии должны немного отличаться в зависимости от возрастной особенности группы и заинтересованности экскурсантов.

Рекомендации по возрастным категориям

         Для детей школьного возраста лучше не перегружать текст фактами, им будет интересней увидеть наглядный материал и услышать интересную легенду или историю. Также стоит подготовиться к вопросам, от детей их поступает очень много. Немаловажно уметь удержать внимание экскурсантов-школьников. Для этого надо задавать вопросы: «Знаете ли вы?»; «Слышали вы о…?»; «Нравится вам…?» и т. п. В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время. Экскурсанты старшего поколения, как правило, ведут себя тихо и спокойно, причем достаточно сложно понять, интересен им рассказ или нет. Для них желательно не перегружать текст экскурсии большим количеством дат и цифр. Всегда надо дать немного времени на фотографирование.

Приемы экскурсоводов

        Существуют общепринятые методики проведения экскурсии, они включают приемы рассказа и показа. Приемы показа позволяют обратить внимание экскурсантов на самые важные детали, оценить общий вид объекта и его сочетание с окружающей средой. Приемы рассказа, в свою очередь, помогают воссоздать в воображении экскурсантов более точную картину событий. Ключевые слова: «Представьте…», «Шел … год..» и т. п.

Правила безопасности

         Но кроме интересного материала и приятного экскурсовода, мероприятие должно быть безопасным. Безопасность при проведении экскурсий, особенно пешеходных, очень важна. Экскурсовод обязан оповестить группу о технике безопасности перед началом экскурсии. Рассказать обо всех нюансах маршрута. Так как ответственность за группу во время экскурсии берет на себя экскурсовод, то и рассказать о правилах безопасности – его задача.

О чем стоит предупредить экскурсантов

         Особое внимание стоит уделить пересечениям дорог и переходам. Если экскурсия проводится на природе, то следует предупредить о правилах пожарной безопасности. Также необходимо рассказать о том, что нельзя пробовать грибы, трогать руками различных насекомых и животных, пить воду из открытых водоемов и ходить босиком. Стоит бережно относиться к предметам быта местного населения и окружающей природе в месте проведения экскурсии. К тому же, к экскурсиям должны допускаться лица, прошедшие предварительный инструктаж и медицинский осмотр, а также люди, не имеющие противопоказаний, связанных со здоровьем.

                                                        Важно!
        Выстраивая рассказ, не забывайте, что в группе могут быть люди, по разному воспринимающие информацию. Поэтому при описании объектов используйте слова, которые характеризуют не только ширину, объем дома, но и яркую окраску витражей, шорох листьев возле дома, неровности кирпичей в кладке. Есть люди, которым достаточно посмотреть на памятник, а есть те, которым для знакомства с предметом нужно его потрогать, ощутить.
        Экскурсовод лишь передает информацию, взятую из проверенных источников. Он не выражает собственного мнения, тем более не навязывает его. Люди идут узнать что-то новое. В тоне разговора не должно быть давления, агрессии. Люди это чувствуют. Рассказывайте интересно, с выражением, захватывающе. Говорите достаточно медленно, с выражением. Темп речи и ее подача должны быть такой, чтобы вас хотелось слушать, чтобы можно было запомнить и осознать услышанное. Обобщайте увиденное, подводите итог сказанному. Выстраивая рассказ, говорите от общего к частному. Сначала расскажите, где находимся, что нас окружает, а затем уже приступайте к описанию конкретного объекта. Используйте логические переходы. Не прыгайте от факта к факту. Куча мала информации никому не нужна. Когда говорите важную информацию, давайте ссылку на источники. Иначе вашу речь могут почитать голословной или выдумкой.
        Иногда на экскурсиях бывают люди, которые испытывают недостаток общения. Они задают вопросы, на которые им не нужны ответы. Им нужно время и внимание. Если у вас есть возможность, подарите им это.
По окончании экскурсии напомните всем, что вы можете ответить на их вопросы.
        Экскурсовод старается сделать прогулку интересной, наполненной достоверной информацией. Причем подает ее так, что экскурсанты многое понимают и запоминают. Они получают знания и возможность для дальнейших размышлений и, возможно, самостоятельного чтения и прогулок. Здорово, когда работа одного человека побуждает находить интересное в новых объектах.

                                                    Заключение
         В завершение экскурсии обязательно подведите итоги – скажите кратко, где побывали, что увидели. Поблагодарите за внимание. Обычно после этого следуют аплодисменты – награда за хорошо проделанную работу.

          Думаю, что полученная информация по подготовке и проведения экскурсий поможет  нам, библиотекарям и культорганизаторам, подготовить и провести экскурсии и по нашим КДУ, и по улицам своих родных местечек, экскурсии разной тематики, видов и маршрутов.  Спасибо за предоставленную возможность узнать больше о методике подготовки экскурсий и за хороший, отлично воспринимаемый слог преподавателя.

 

Впечатлением поделилась  Балина Г. А.,

заведующая Балтымской библиотекой-клубом

 

 

 

 

Просмотров: 87 | Добавил: Марина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1  
Спасибо Галина Александровна за содержательную статью. Я на лекции не была, но из вашего эссе все очень понятно)))

2  
Благодарю, рада, что Вам понравилось!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz